Форум: "Прочее";
Текущий архив: 2007.08.05;
Скачать: [xml.tar.bz2];
ВнизСлово о Ботвиннике (шахматах и переборных задачах) Найти похожие ветки
← →
IMHO © (2007-07-04 12:37) [0]Как известно, великий советский шахматист М. Ботвинник после того, как ушел из шахмат, ударился не в политику и создание маршей несогласных, а серьезно задумался над созданием компьютерного шахматного мастера.
Главная идея Ботвинника заключалась в том, чтобы придумать алгоритм для программы, который не рассматривал бы все возможные ходы из позиции, а только те, что имеют смысл (то есть так, как действует человек). При полном переборе в среднем машина должна смотреть по 40 возможных ходов на каждом уровне, а человек смотрит от силы 3-4.
Ботвинник привлек программистов, назвал программу Пионер, работал очень долго и умер в 95-м году, не завершив работы (а другая советская шахматная программа Каисса уже в начале 70-х стала чемпионом мира среди программ, но она использовала полный перебор, который Ботвинник отвергал)
Как по-вашему, возможно ли вообще такое? (создание маленького дерева действительно лучших ходов)
Как мыслит человек? Может, оно тоже использует полный перебор, но просто не знает этого???
← →
Kerk © (2007-07-04 12:38) [1]Мне кажется среднестатистический человек вообще штампами мыслит. Решает ситуации по аналогии с уже возникавшими, набираясь опыта постепенно.
← →
Slider007 © (2007-07-04 12:43) [2]Kerk © (04.07.07 12:38) [1]
Мне кажется среднестатистический человек вообще штампами мыслит. Решает ситуации по аналогии с уже возникавшими, набираясь опыта постепенно.
О возможном наличии интуиции у человека на этом форуме можно не спрашивать ? ;-)
← →
IMHO © (2007-07-04 12:44) [3]
> Kerk © (04.07.07 12:38) [1]
>
> Мне кажется среднестатистический человек вообще штампами
> мыслит. Решает ситуации по аналогии с уже возникавшими,
> набираясь опыта постепенно.
Да! Я тоже так думаю. Когда говорит интуиция, на самом деле богатый опыт (где-то хранится на винчестере в голове). Но ведь есть исключения. Был мальчик Сэми Решевский, которые чуть ли не с пеленок давал сеансы одновременной игры. Откуда у него был опыт???
← →
Alx2 © (2007-07-04 12:45) [4]>IMHO © (04.07.07 12:37)
Возможно такое.
Весь смысл в оценочной функции. Если она абсолютно точна - перебор достаточно на полхода. Иначе компенсация качества идет увеличением глубины перебора.
← →
IMHO © (2007-07-04 12:54) [5]
> Alx2 © (04.07.07 12:45) [4]
>
> >IMHO © (04.07.07 12:37)
>
> Возможно такое.
> Весь смысл в оценочной функции. Если она абсолютно точна
> - перебор достаточно на полхода.
Но даже если предположить, что написана идеальная оценочная функция, все равно действует полный перебор, пусть и на один полуход.
Оценочная функция не влияет на количество ходов, которые смотрятся из позиции.
Вопрос в том, возможно ли не перебирать все ходы, а смотреть только стоящие???
← →
boriskb © (2007-07-04 12:56) [6]IMHO © (04.07.07 12:37)
Как мыслит человек?
Этого не знает никто.
И хорошо бы не узнал никто и никогда.
Еще 100-200 лет назад люди были здоровее физически. Дальше ходили, больше поднимали, не травили себя достижениями химии.
Теперь поглядите на себя в зеркало, вокруг.
Как там насчет физических возможностей?
Единицы понимают необходимость и заставляют себя быть в форме.
Не жизнь заставляет, а только самосознание.
Увы. Ненадежно это.
Очередь головы?
Это называется прогрессом
Неразрешимый для меня парадокс.
← →
Alx2 © (2007-07-04 12:59) [7]>IMHO © (04.07.07 12:54)
Если можно выбрать максимальный элемент из массива не перебирая все элементы - можно :) Например, когда на некоторой позиции достиглось экстремальное значение идеальной оценки - перебор можно останавливать и делать ход. Другое дело сколько в этом массиве элементов. Минимум - количество их из текущей позиции. Он достигается при идеальной оценке.
Но это по модели Адельсона-Вельского, Арлазарова и Донского. Каисса :)
В любом случае, должны иметь множество ходов, чтобы было из чего выбирать.
← →
Плохиш © (2007-07-04 13:09) [8]
> Еще 100-200 лет назад люди были здоровее физически. Дальше
> ходили, больше поднимали, не травили себя достижениями химии.
Да, да и вода была мокрее и небо голубее. Как там на счёт продолжительности жизни?
← →
Брюнетка © (2007-07-04 13:09) [9]> [6] boriskb © (04.07.07 12:56)
> Еще 100-200 лет назад люди были здоровее физически. Дальше
> ходили, больше поднимали, не травили себя достижениями химии.
Что-то с трудом верится. А как же акселерация и т.п.?
← →
IMHO © (2007-07-04 13:18) [10]Но всё это полный перебор (и Каисса была на нем построена), пусть с какими-то алгоритмами отсечения, но полный перебор. Интересует возможность рассмотрения только 3-4 ходов, как делает человек.
Если нынешние программы будут так играть (3-4 хода на каждом уровне), они будут просто зевать. Потому что за себя она будет смотреть не лучшие ходы, за противника тоже не лучшие ходы, в итоге будет неверно оцениваться позиция.
Но человек же не пользуется полным перебором!!! (или пользуется?)
← →
IMHO © (2007-07-04 13:19) [11]Мой последний постинг для Alx2.
← →
boriskb © (2007-07-04 13:49) [12]Плохиш © (04.07.07 13:09) [8]
Плохиш ©
Брюнетка © (04.07.07 13:09) [9]
Брюнетка ©
Медицина и санитария.
Не путайте.
Это другое
← →
БарЛог © (2007-07-04 14:25) [13]> Вопрос в том, возможно ли не перебирать все ходы, а смотреть только стоящие???
Можно, если сначала перебрать все (заранее) и выбрать стОящие. ИМХО.
← →
Vlad Oshin © (2007-07-04 14:28) [14]
> Но даже если предположить, что написана идеальная оценочная
> функция, все равно действует полный перебор, пусть и на
> один полуход.
человек также думает, все-таки, имхо.
Уж любой ход всегда можно(нужно) смотреть!
Хотя.., вот есть же заметки, о том что комп опровергал многие задачи именитых этюдников, совершая самый "неразумный" неожиданный ход.
в Каиссе был так называемый ФВ, использ. и человеком. Т.е. рассматриваются шахи и взятия, пусть и ведущие к ухудшению оценочной функциию, в надежде, что это ухудшение временное и вернется форсированно. отсюда и название
← →
Думкин © (2007-07-04 14:36) [15]> Плохиш © (04.07.07 13:09) [8]
Это хорошо.
Но помирают то как сейчас? Те здоровые, что продолжительность увеличили?
Под капельницей, годами не видя белого света. Или еще как, на таком же уровне.
> IMHO © (04.07.07 13:18) [10]
> Но человек же не пользуется полным перебором!!! (или пользуется?
> )
А кто его знает? Вполне допустим неконтролируемый процесс, благо у нас их валом. Ибо если бы контролировал, то Ботвинник и не мучался бы. Или божественное озарение?
← →
mrcat_ (2007-07-04 14:42) [16]А что такое "лучший ход" ? Лучший по сравнению с чем?
Если ты делаешь ход, то опираешься на опыт полученный ранее (аналог хеша)...
← →
Думкин © (2007-07-04 14:45) [17]Насколько помню, человек смотрит дальше 4-5, Каспаров вроде о 6 и более говорил.
← →
Плохиш © (2007-07-04 15:10) [18]
> boriskb © (04.07.07 13:49) [12]
> Плохиш © (04.07.07 13:09) [8]
> Плохиш ©
> Брюнетка © (04.07.07 13:09) [9]
> Брюнетка ©
>
> Медицина и санитария.
> Не путайте.
Да мы не путаем, а всё в комплексе рассматриваем. Фильму тут недавно посмотрел, "Парфюмер" называется, очень показательно в плане мокроты и цвета травки.
← →
IMHO © (2007-07-04 15:11) [19]
> mrcat_ (04.07.07 14:42) [16]
>
> А что такое "лучший ход" ? Лучший по сравнению с чем?
Лучший - это и есть лучший. Или нужно уже и такие вещи объяснять?
Если было бы возможно построить полное дерево игры, на концах посмотреть оценку (она абсолютно объективна, потому что партия уже закончилась), потом двигаться вверх по минимаксу и прийти к лучшему ходу.
Так вот: лучший ход - это такой ход, который ведет в позицию с такой же оценкой. Но оценить позицию абсолютно точно (программным путем) пока невозможно, не хватает инструментария. Это должна быть такая сложная формула, которая учитывает все особенности позиции, позиционные плюсы и минусы, взаимодействие фигур, атаки и угрозы, и т.д. и т.п.
Короче, вряд ли кто сможет написать точную оценочную функцию.
Да и не нужно.
Важно знать, как человек смотрит только достойные внимания ходы, а всю шелуху отбрасывает???
← →
Плохиш © (2007-07-04 15:12) [20]
> Думкин © (04.07.07 14:36) [15]
> > Плохиш © (04.07.07 13:09) [8]
>
> Это хорошо.
> Но помирают то как сейчас? Те здоровые, что продолжительность
> увеличили?
> Под капельницей, годами не видя белого света. Или еще как,
> на таком же уровне.
По всякому помирают. Видел достаточно 80-90 летних старичков местных, так они ещё и меня могут пережить...
← →
Плохиш © (2007-07-04 15:14) [21]
> Под капельницей, годами не видя белого света. Или еще как,
> на таком же уровне.
А про такие случаи очень любят журналюги трендеть, рейтинг повышают своим жёлтым листкам.
← →
Думкин © (2007-07-04 15:17) [22]> Плохиш © (04.07.07 15:12) [20]
Дык. И тогда такие же бывали. По слухам моя пра-пра бабкак за сотню прожила и не мало. Но... и че?
> Плохиш © (04.07.07 15:14) [21]
Почему же? Вы в больнице последний раз когда были?
← →
IMHO © (2007-07-04 15:18) [23]
> Думкин © (04.07.07 14:45) [17]
>
> Насколько помню, человек смотрит дальше 4-5, Каспаров вроде
> о 6 и более говорил.
Нет, я о другом. Как далеко смотрит человек, зависит от позиции. Если вариант форсированный, то можно и на 10-15 ходов смотреть вперед. Есть очень сложные позиции со множеством ответвлений, там дальше 4-5 никто не увидит.
Я говорю о количестве ходов на одном уровне, а не вглубь. В среднем из позиции есть около 40 ходов, машина смотрит их ПОЧТИ ВСЕ, а человек берет от силы 3-4 хода.
← →
boriskb © (2007-07-04 15:19) [24]
> так они ещё и меня могут пережить...
И я про тоже :)
← →
IMHO © (2007-07-04 15:23) [25]А всю шелуху отбрасывает. Но если современные программы будут так действовать, как человек, то они вместе с водой и ребенка будут выплескивать. То есть просто исключать хорошие ходы и за себя, и за противника. Поэтому все нынешние программы основаны на полном переборе (с алгоритмами отсечения вариантов).
Но Ботвинник намеревался сделать программу, которая бы играла, как человек, то есть рассматривала бы от силы 3-5 ходов на каждом уровне. Тогда (с помощью огромных вычислительных возможностей машины) можно было бы реально смотреть очень глубоко. То есть уже в дебюте видеть эндшпиль.
← →
Думкин © (2007-07-04 15:27) [26]> IMHO © (04.07.07 15:18) [23]
Я понимаю. Но вряд ли ответ тут найден будет, ибо сам пониаешь - Ботвинникк время не зря потратил, а однако.
Человек ведь на многое оприрается, в том числе и на хешированный подсознательный опыт. И на.. везение что ли на том же уровне обоснованное.
Главное в феномене человеке мне кажется, это именно неосознанноваемость им многих его поступков. Во время сильнейшего стресса, мозг дает стоп-сигнал и вгоняет человека в обморок - а ну как зависнет и станет шизофреником? А человек на обмороки смотрит мило. Ничего такого.
Вот эта неосознанность и есть интересное, что ты и Ботвинник и хочете узнать. Но это мое ни на грамм нас не приблизило к ответу. :)
Но я думаю, вряд ли стоит говорить о 4-5 ходах. Разве что о явно мыслимых и потому застрвших в воспоминании. Ведь разбор партии всегда есть и всегда рассматривают комбинации и возможные ходы, и не далее ряда ходов и всем все понятно - а дальше, значит где то что-то в скобки берут. Как и люди в тех 4-5 ходах.
← →
Плохиш © (2007-07-04 15:35) [27]
> Думкин © (04.07.07 15:17) [22]
> > Плохиш © (04.07.07 15:12) [20]
>
> Дык. И тогда такие же бывали. По слухам
Знаешь, я свой пост не "по слухам" писал.
> Вы в больнице последний раз когда были?
1. Можно на "ты" :-)
2. У меня знакомые и в больницах работают и в домах для престарелых.
3. Говорю на основании того, что наблюдаю в районе моего теперешнего места жительства.
← →
Думкин © (2007-07-04 15:41) [28]Ведь у людей паттернов много.
Был мальчик Сэми Решевский, которые чуть ли не с пеленок давал сеансы одновременной игры. Откуда у него был опыт???
Кто его знает, но явно ряд паттернов или засел или быстро развился. Или ...
Вот какой ход в шахматах первый? Я не шахматный человек, поправь если что, но читал, что ход с поля С был еретичным в свое время, но тем не менее привел к победе - читал про ...забыл тренера, женщин готовил(книга далеко - процитировать не могу). Получилось? Один паттерн в топку. И другой и третий.
И человек почти всегда и держит нечто такое в голове, а успешность паттернов обусловлена не его гением только - а опытом тысяч и тысяч игроков и его умением увидеть его в игре. Поэтому когда и разъясняют партию, то разъясняют не ее, а эти паттерны - ну типа, вы же видите что очевидно...Вот и машины нами обучаемые, видимо, икуда дальше и не идут. Потому что до конца партию просчитать все-таки не умеют.
← →
pasha_golub © (2007-07-04 15:42) [29]Извините, может оффтоп. Но у меня сегодня такая идея в голове промелькнула. А что если на основе шахмат сделать такую себе стратежку пошаговую. То есть, например, у кажой фигуры будет сила атаки, коэфициент защиты и оставшееся здоровье. Атакует, например, пешка, ферзя, но убить за один ход не может, а только повредить. Потом можно добавить, что за пропуск хода фигура набирает какое-то кол-во здоровья. И т.п.
Это имеет смысл, или будет нечто монструозное?
← →
Думкин © (2007-07-04 15:47) [30]> Плохиш © (04.07.07 15:35) [27]
Так я это слухом для чужих называю. Для меня это не слух.
Но то что, больных сейчас но на двух ногах много - таки факт. Я не против достижений и т.п. Но то, что многие(при том очень и очень многие) элементарно всю свою жизнь с таблеток и врачей не слазят - тоже таки факт. Только и есть причитания - как бы клизму с соответсвующей химией не пропустить, хотя о том чтобы пройти до спортзала или еще типа такого(просто поработать физически) - мало и меньше. Только болячки считать.
← →
IMHO © (2007-07-04 15:50) [31]
> Думкин © (04.07.07 15:41) [28]
>
>
> Вот какой ход в шахматах первый?
Какой первый ход считается сильнейшим, имеешь в виду?
Насчет первого хода сильные разногласия. Раузер (который погиб во время ВОВ и считался очень перспективным шахматистом) говорил: "1. e2-e4, и белые выигрывают!"
Кто-то считает лучшим 1. d2-d4
И даже 1. c2-c4 играют, как ты пишешь.
Интересно мнение Мистика по данному вопросу, он же писал переборную игровую программу.
← →
IMHO © (2007-07-04 15:56) [32]
> pasha_golub © (04.07.07 15:42) [29]
>
> Извините, может оффтоп. Но у меня сегодня такая идея в голове
> промелькнула. А что если на основе шахмат сделать такую
> себе стратежку пошаговую. То есть, например, у кажой фигуры
> будет сила атаки, коэфициент защиты и оставшееся здоровье.
> Атакует, например, пешка, ферзя, но убить за один ход не
> может, а только повредить. Потом можно добавить, что за
> пропуск хода фигура набирает какое-то кол-во здоровья. И
> т.п.
Ботвинник же и думал сделать шахматную программу на этой основе. Цель игры - поставить мат, но ведь никто и не ставит мат на первом ходу. А в партиях гроссмейстеров вообще матов не бывает почти. Они сдаются уже, если без двух пешек остаются.
Поэтому цель игры: съесть побольше материала, более тонкая - завладеть хорошей территорией (центром, линию захватить), создавать угрозы.
Ботвинник разбивал доску на участки: зона нападения, зона защиты. То есть не перебор, а человеческие паттерны.
Это все в его книгах, очень интересно.
Но можно ли формализовать этот алгоритм, да так, чтобы он играл в силу гроссмейстера?
← →
Alx2 © (2007-07-04 16:53) [33]>IMHO © (04.07.07 13:19)
Извини, не могу ответить. Есть только досужие домыслы (если правильно понял вопрос). К примеру - какой-то самообучающий алгоритм долго-долго строит классы позиций и граф переходов от одного класса к другому. Дерево игры при этом неявно разбивается кустами-классами. Получается что-то наподобие хэшей для классов позиций. Для каждого класса имеется набор характерных представителей, для которых известно связанное с ним небольшое множество псевдооптимальных ходов, коими и ограничиваемся при переборе. Но, повторюсь, это домыслы только. Правда, похожие с паттернами, которые упоминал Думкин.
← →
Думкин © (2007-07-04 17:07) [34]> IMHO © (04.07.07 15:56) [32]
То есть паттерны. Человек эти паттерны иногда, если приучен и мозг позволяет, видит. А вот сказать - не может.
Я вот в школе учкомом заведовал, как очкарик и как теперь выяснилось ботаник, :)
вот я задачу, что про трубу, что про лодки всегда вижу в отношениях, а потом уравнениях квадратных. С одной стороны паттерны. И тут же погоняло- зубрила, зубрила.
А хрена вам. Я чувствую это. Вначале. И увидев такую задчу уже в первом классе мог сказать ответ. Как тот Гаусс, который отвалил челюсть своей учительнице. Так он и показал потом, что отвалил он ее ей не по божественному наущению, и чисто по воле своего так сказать мозга. И много моног раз, давая выкладки и про свой 17-угольник построенный циркулем и линейкой.
Так вот - многие не видят в задаче про лодку отношений и уравнений. Не видят. Это факт.
И еще во многом также. Кто преподавал - те все мои в этом вопросе.
Так и с шахматами. Но там еще ужаснее в том плане, что те кто вроде и челюсть отваливают, а им в плане объяснений все те же 7 лет. Не могут они сформулировать, что у них в голове происходит. Поэтому к ним тихой сапой математики подбираются. Посмотрим. Не знаю.
← →
Думкин © (2007-07-04 17:13) [35]> Alx2 © (04.07.07 16:53) [33]
Пишу из дому, жпрс. Твоего не видел поэтому. Но именно так и хотел сказать.
← →
Alx2 © (2007-07-04 17:16) [36]>Думкин © (04.07.07 17:13)
>Но именно так и хотел сказать.
Согласен с твоими постами. Кстати, тут тоже кластеризация-паттерн: "у дураков мысли сходятся" :))
← →
TUser © (2007-07-04 18:05) [37]Ботвинник только думает, что он знает, как он думает. (с) шутка участников того проекта.
← →
IMHO © (2007-07-05 10:48) [38]
> Alx2 © (04.07.07 16:53) [33]
>
> >IMHO © (04.07.07 13:19)
>
> Извини, не могу ответить. Есть только досужие домыслы (если
> правильно понял вопрос). К примеру - какой-то самообучающий
> алгоритм долго-долго строит классы позиций и граф переходов
> от одного класса к другому. Дерево игры при этом неявно
> разбивается кустами-классами. Получается что-то наподобие
> хэшей для классов позиций. Для каждого класса имеется набор
> характерных представителей, для которых известно связанное
> с ним небольшое множество псевдооптимальных ходов, коими
> и ограничиваемся при переборе. Но, повторюсь, это домыслы
> только. Правда, похожие с паттернами, которые упоминал Думкин.
>
То есть не переборный вариант, а обучаемый (и постоянно обучающийся), так ведь? Но кто возьмется за обучение? Связка программист + шахматист (который еще по совместительству и опытный тренер)?
← →
Mystic © (2007-07-05 11:57) [39]> Как известно, великий советский шахматист М. Ботвинник после
> того, как ушел из шахмат, ударился не в политику и создание
> маршей несогласных, а серьезно задумался над созданием компьютерного
> шахматного мастера.
Собственно говоря и Каспаров не забросил полностью шахматы, вот недавно вышла его книга "Дебютная революция 70-х".
> Как по-вашему, возможно ли вообще такое? (создание маленького
> дерева действительно лучших ходов)
> Как мыслит человек? Может, оно тоже использует полный перебор,
> но просто не знает этого???
Начнем с того, что на сегодня ни одна программа не выполняет полного перебора. С другой стороны сильная сторона компьютера это быстрый счет. Почему его нельзя использовать? Тем более, что есть адванс, где человек используя компьютер, может усилить игру компьютера (например, в эндшпиле).
По поводу Ботвийника, то его Пионер так никогда и не заиграл. Сам Ботвийник не был программистом, а его команда была не лучшего образца. Начнем с того, что выбор языка Fortran не лучший на то время для эффективной реализации. Было очень много подгонки. И его методы не прижились в шахматном программировании. Те же оптимизация при генерации ходов (bitboard, 0x88) гораздо более востребована.
А что касается человека, то как он мыслит никто не знает. Можно лишь делать предположения о том, что он использует (знания, память, опыт, счет вариантов). Человек запоминает рисунок позиции, планы, эмоции (выиграл у сильного человека -- субъективная оценка дебютного варианта улучшатся), и т. п.
> А что такое "лучший ход" ? Лучший по сравнению с чем?
Лучший, это который в таблицах Налимова приводит к наилучшему результату.
> То есть не переборный вариант, а обучаемый (и постоянно обучающийся), так ведь?
Обучение практически не улучшает силу игры программ, и мало где реализовано (вроде есть у Shredder).
> Связка программист + шахматист (который еще по совместительству
> и опытный тренер)?
Сильнейшая на сегодня программа (Rybka) реализована программистом, по совместительству междунароным мастером.
← →
IMHO © (2007-07-05 12:45) [40]
> Mystic © (05.07.07 11:57) [39]
> Начнем с того, что на сегодня ни одна программа не выполняет
> полного перебора.
Ты хочешь сказать, что часть ходов вообще не рассматривается? Не верю. Где гарантия, что нерассмотренный ход в корне не меняет позицию через несколько полуходов?
То, что отсекается часть ходов по методу Бруно (альфа-бета отсечение), - верю, но то, что вообще часть ходов даже не анализируется?
Просвяти, плиз.
Клод Шеннон предложил 2 модели: полный перебор и частичный перебор (включаются в рассмотрение не все, а только небольшое число разумных с ее точки зрения ходов)
Уверен, что второй метод, о котором мечтал Ботвинник, еще нигде не реализован (и чтобы программа играла на этой основе в силу гросса)
Страницы: 1 2 3 вся ветка
Форум: "Прочее";
Текущий архив: 2007.08.05;
Скачать: [xml.tar.bz2];
Память: 0.6 MB
Время: 0.044 c