Форум: "Потрепаться";
Поиск по всему сайту: delphimaster.net;
Текущий архив: 2002.02.28;
Скачать: [xml.tar.bz2];




Вниз

ТЗ 


Diana   (2002-01-10 10:58) [0]

Еще вопрос :)
Каким должно быть техзадание, что требовать с заказчика?
Есть ли ГОСТы или общепринятые нормы?



Alexandr   (2002-01-10 11:09) [1]

в настоящее время как правило, ТЗ пишет исполнитель после беседы с заказчиком.
А потом ТЗ согласовывается с заказчиком.
Но это не значит, что в нем не может быть изменений в дальнейшем.

А зачем тебе вообще это ТЗ, написанное по ГОСТу.
Надо просто отразить все требования доступно и не допустить разночтений, неясностей и пр.



Алексей Петров   (2002-01-10 11:11) [2]

ГОСТы то есть, но написание подробного ТЗ - это половина работы над проектом. По общепринятой практике ТЗ пишется исполнителем на основе интервьюирования заказчика.

Но ТЗ - нужный документ, т.к. под ним после написания и согласования ставится подпись заказчика и результат уже выверяется по ТЗ (а без него процесс доводки безконечен).



Kornet   (2002-01-10 11:45) [3]

Почему исполнитель должен сам писать ТЗ? Мне кажется это работа именно заказчика, или стороней организации, которая специализируется на этом... А нужность - это очень важный документ, на основании которого всегда можно послать заказчика далеко, далеко. :)



mvg_first   (2002-01-10 11:45) [4]

Ну а все-таки может тогда хотя бы ссылы на правила оформления ТЗ порядок отражения информации и т.д. и т.п можете дать, эта тема волнующая и очень нужная и не только для Diana

Ну накрайний случай сойдет и готовое тз для какого нибудь среднего приложения (как образец)



Kornet   (2002-01-10 11:50) [5]

Ребят, ну вы что на самом деле, вы разве не смотрели рекламу: "Яндекс - найдётся ВСЁ!!!". :))))
к примеру вот это http://www.nist.ru/hr/doc/gost/19201-78.htm :)



Alexandr   (2002-01-10 12:14) [6]

2Kornet:видать, Нету у тебя опыта работы с заказчиками.



mvg_first   (2002-01-10 12:44) [7]

99% процентов моих заказчиков, вообще понятия не имеют что им надо, а о стоимости я даже и не говорю, все считают что это не стоит больших денег, лучше их выкинуть на очередной Лексус или Мерин, чем на какую нибудь толковую программу или на оплату своего программиста

осташвийся 1% - это мои заказы самому себе :))))



gek   (2002-01-10 13:29) [8]

Обычно заказчик дает ТЗ, но потом столько раз его еределывает, что тошно становиться. То то он видите ли забыл, то это.
Я всегда договор заключаю, где конкретно описывается что и как требуется сделать. А то потом запаришься расхлебывать.
И требую аванс - обязательно.



Kornet   (2002-01-10 13:39) [9]

2 Alexandr:
С такими кто навешивает на меня ещё и ТЗ - нет. :)
Не надо их приручать, а то на шею сядут. :)
И вообще то ТЗ (проект) должна делать 3 сторона...



Romkin   (2002-01-10 14:03) [10]

ТЗ от заказчика приличного не видел ни разу, но знакомый моего знакомого говорил, что его знакомый видел один раз такое ТЗ :-))
Так что, наверно, бывает. Но лучше писать самому или поручить обследование и написание ТЗ знающим людям, дело очень ответственное. Могу сказать, что как правило перед установкой САПР (готовой) фирма-поставщик проводит обсленование и составление ТЗ на конфигурацию. Так эта работа стоит часто половину стоимости самой САПР.
Если говорить о виде ТЗ, то ГОСТом уж точно лучше не пользоваться (@#$%&!), мало того, что устарело, так еще и бумаги израсходуешь тонну. Например, не хотите ли составить полную графическую блок-схему программы? До сих пор не понимаю, как ее составлять для ООП и событийного интерфейса.
Так что примерные этапы следующие:
1. Обследование объекта
2. Составление заявки на разработку (форма произвольная), в ней просто описывается кратко для чего программа, что требуется для ее работы (компы, сеть и тд), что должно получиться в результате, примерная стоимость (ну ошибка +-100% уже хорошо)
3. Собственно ТЗ на разработку программы. Вот здесь и начинается...
4. ТЗ программиста - рекомендую разделить, п3 - для заказчика, п4 - для программиста, с полным описанием экранных и печатных форм (заказчик тоже смотрит, разумеется)
В результате п1 понимаешь, что нужно, п2 - заказчик понимает, во что ему это выльется (и чего же он все-таки хочет :-), п3 - руководство к действию, потом уже ни ты, ни заказчик дополнять/переделывать не будут, как написано, так и должно быть (доработки - снова все пункты, и за денежки). Все пункты закрываются бумагами за подписями типа Согласовано, Утверждено, и тд, от обеих сторон, и дежежки берутся за ВСЕ пункты, работа то была...



Вячеслав   (2002-01-10 14:33) [11]

2Kornet
Кому деньги надо тот и пишет ТЗ. Если в договоре серьезная сумма означена, при попытке "приручить" найдут другого исполнителя. Да и вообще--что сам написал, то сам и сделал.



Diana   (2002-01-10 14:39) [12]

> Вячеслав
Мне как раз и нужно "отвязаться" от заказчика, потому как работаю за оклад, а программа "тянет" на несколько оных :)



Kornet   (2002-01-10 15:00) [13]

Хорошо, тогда расмотрим ситуацию, проект так скажем средний или большой, в это вовлечено ну хотя бы больше чем 2-3 человека, и проект состоит из разнородных частей. Никто из этих людей не сможет охватить весь проект, т.к. является професионалом только в своей области, есть конечно уникумы, люди, которые охватывают множество областей, но чем больше областей специализации, тем меньше он знает в каждой. Поэтому и нанимается 3 сторона, которая занимается тем, что разрабатывает проект с минимальным уровнем детализации, а уж реализация - это и есть удел программистов. Твой вариант подходит только для небольших проектов, там ты сам можешь быть постановщиком заданий...



aus   (2002-01-10 19:37) [14]

Примерно на эту же тему вопрос:
Может быть кто-нибудь знает где найти нормы времени на разработку программного обеспечения (есть такие нормы 1982 года, но сейчас их даже читать смешно), хотелось бы посвежее что-нибудь и в виде официального документа.
Буду благодарен, если ответите по е-мелу.



mvg_first   (2002-01-10 20:37) [15]

На всякий случай если такие нормы существуют то и мне в мыло пожалуйста :) Очень важные нормы, особенно когда идут тупые наезды :)) На бедных программистов.



Moscower   (2002-01-10 23:33) [16]

А где можно взять просто пример, как нужно писать ТЗ? Не по ГОСТУ, а просто хороший пример, я никогда в жизни не видел, как его писать правильно, чтобы все было понятно и заказчику и мне...
Кто нибудь скиньте на мэйл



FLIZ   (2002-01-11 00:15) [17]

про ГОСТы не знаю, но я считаю минимально приемлемой
такую схему :

1 - описание предметной области
2 - описание задачи и способов решения (например матем. модель)
3 - если не ноу-хау, то как прога решает эту проблему (алгоритмы)
4 - внутреннее устройство проги(код проги, блок схемы)
5 - внешнее (инструкция пользователю)
6 - верификация (пример использования с примером конкретных
входных данных)
7 - требуемые аппаратно-софт ресурсы для работы проги.
8 - требования к уровню знаний персонала для работы с программой.



SergVlad   (2002-01-11 01:43) [18]

Мужики !
Уж не знаю Ваше счастье или как, что Вы не проходили такие
стадии как техническое предложение,эскизный, технический, рабочие проекты, программы испытаний, ТУ, ТО, а тем более ВП по "Мороз-5".
ГОСТЫ - это не от дури прошлых лет.
Писаны они весьма умными людьми и была системы ГОСТ-ов
КСППП - комплексная система постановки продукции на производство.
Просто реалии сегодняшнего дня таковы, что где нет гос.заказа и гос.приемки - действуют договорные условия.
Цена определяется рынком и умением уговорить клиента.
FLIZ очень близко обрисовал схему проектирования.
Но советую зайти в любую техн.библиотеку или ЦНТИ и поискать ГОСТ-ы хотя бы и прошлых лет.
Нормативы на создание ПО сейчас искать смешно - не найдешь.

А ТЗ действительно пишется Исполнителем.



Wetnose   (2002-01-11 07:14) [19]

Почитайте Буча. Он классно пишет. Заказчик просто должен сделать постановку задачи (желательно в бумажном виде - тогда проще всем). Заказчик не имеет понятия ни окаких ГОСТах. Он и не должен. Как пишет Буч, процесс проектирования должен быть итеративным, и после пары недель "поисков истины", подводятся предварительные итоги и решается вопрос о рациональности дальнейшей работы.



Diana   (2002-01-11 10:07) [20]

>Wetnose
>Заказчик просто должен сделать постановку задачи
В этом то и вся проблема. Его мысли туманны и неясны...
Настоящий программист, по его мнению, должен сам догадаться, чего хочет Заказчик, даже если Заказчик сам этого еще не знает:)



SergVlad   (2002-01-11 12:11) [21]

Догадываются вообще не программисты, а постановщики задач.



fliz   (2002-01-11 18:13) [22]

2 SergVlad © (11.01.02 01:43)
...
FLIZ очень близко обрисовал схему проектирования.

еще бы!
обучение по специальности 2204 - оператор-программист АСУ
включает в себя предмет ТРПО - технология разработки ПО.

просто мне было влом искать лекции, приводить госты и все такое.
а по ГОСТам я ТЗ в колледже только писал, на практике так уже
не делаю. Подготовить ТЗ по всем правилам может занять
месяц и больше, а прога например за 3 недели пишется.

ЗЫ
и не надо про "Мороз-5" а то я про СМ-ЭВМ 1420 начну так,
чего доброго, вспоминать :))))



aus   (2002-01-12 00:46) [23]

Иногда полезно вникнуть в суть решаемой проблемы (если заказчик не может поставить задачу). Я для планово-экономического отдела работаю, постепенно становлюсь экономистом. Когда я их начальнице в шутку сказал, что скоро на ее место пересяду - видели бы вы ее глаза (она-то знает, что это может случиться).



paul_shmakov   (2002-01-12 01:02) [24]

всем, кто серьезно интересуется темой, рекомендую книгу:
Липаев В.В.
Документирование и управление конфигурацией программных средств. Методы и стандарты. Серия "Информатизация России на пороге XXI века". - М.: СИНТЕГ, 1998, 220 с.

Книга описывает модели и стандарты жизненного цикла программных средств. Описаны как международные стандарты, так и наши ГОСТы. Даны некоторые рекомендации, примеры. Читать всю подряд довольно тяжело - уж больно формалным ГОСТовым языком написана, но содержит уйму полезной информации. Очень грамотная книга. Стоит около 40 рублей.

http://sinteg.chat.ru/izd7.htm



Wetnose   (2002-01-12 09:46) [25]

2 aus © (12.01.02 00:46)

Оказывается мы товарищи по несчастью.
Я тоже работаю с ПЭ управлением. Хим. производство. Что такое плановая себестоимость знаю не понаслышке ;)

На полном серъёзе предлагают перейти к ним. Одного человека мы уже так потеряли. Теперь он начальник одного из отделов этого управления. А ведь был простым программером. Може и мне стоит попробовать?... но ... это совсем другая работа...

ЗЫ
Кажется я понимаю почему так происходит. Экономика и программирования - подмножества одной науки - математики.



Eleonore   (2002-01-12 16:19) [26]

А должен ли заказчик в ТЗ описывать, каким он хочет видеть интерфейс программы, если у него какие-либо особые "заморочки"?



petr_v_a   (2002-01-13 17:17) [27]

На мой взгляд, умение писать этот бред - совершенно отдельный дар, никак не зависящий от таланта программировать или познаний в предметной области. Когда у нас встала задача хоть как-то задокументировать то, что делаем, шеф ( к сожалению, уже бывший ) - человек, закончивший финакадемию со средним баллом 5 ровно ( не 4.999 :) очень редко посещая лекции/библиотеки :), работавший в Роснефти на немаленьких должностях, 3 года бывший для меня постановщиком - выжал из себя 10 страниц,плюнул и поручил мне. Я написал 15, плюнул, и поручил парню :), который заодно писал пояснительную к УИР и знает не все и не глубоко - 60 стр. уже есть.., нам надо 100, и я спокоен, что они будут!
А все от того, что меня, например, тянет в сон или тошнит, в зависимости от погоды, при мысли, что надо рисовать эти стрелочки и писать какие-то совершенно идиотские слова на 10 стр, когда это все можно выразить 3 матерными с 5 техническими/экономическими терминами :)))
А некоторые занимаются переводом бумаги с удовольствием
Только не подумайте, что я пытаюсь утверждать, что ТЗ/документация - вещь не нужная :)




Форум: "Потрепаться";
Поиск по всему сайту: delphimaster.net;
Текущий архив: 2002.02.28;
Скачать: [xml.tar.bz2];




Наверх





Память: 0.79 MB
Время: 0.032 c
1-90533           tovSuhov              2002-02-11 08:59  2002.02.28  
Вопрос по TTreeNode...


1-90597           Sleepyhead (http://w  2002-02-03 14:18  2002.02.28  
Некоторые замечания к статье


14-90658          Mz                    2002-01-15 10:19  2002.02.28  
Статья


3-90443           Blunder               2002-01-31 22:50  2002.02.28  
Как получить имена всех индексов в IB 5.x ?


4-90699           Ender                 2001-12-28 16:06  2002.02.28  
Реестр