Главная страница
    Top.Mail.Ru    Яндекс.Метрика
Форум: "Основная";
Текущий архив: 2004.10.24;
Скачать: [xml.tar.bz2];

Вниз

Поиск в бинарном файле   Найти похожие ветки 

 
Dimaxx   (2004-09-24 23:32) [0]

Сабж. Нужен алгоритм действительно быстрого поиска последовательности байт любой длины в файлах любого размера (до гигабайта). Читать кусками по-деревенски не катит. Раньше у меня был алгоритм, но с падением Фуджика все пропало.


 
Defunct ©   (2004-09-25 01:33) [1]

S - строка поиска
I - текущий номер символа в строку поиска.

1. I := 1;
1. Создать буфер 1Mb или больше как вам нравится
2. Считать очередную порцию данных из файла.
3. Пока не вышли за границы буфера : Бежать по буферу в поисках S[1]
  иначе - GOTO 7
4. Если нашли символ S[1] в буфере: тогда
  For I:=2 to Length(S) do <сравниваем отсальные символы>
5. Совпадение - выход с результатом True
6. GOTO 3
7. Файл не закончился - GOTO 2
8. Выход с результатом False


 
Defunct ©   (2004-09-25 01:36) [2]

[1] Алгоритм конечно же нуждается в поправках, но общий смысл такой.


 
GuAV ©   (2004-09-25 01:37) [3]


> 1. Создать буфер 1Mb или больше как вам нравится

Сказали же

> Читать кусками по-деревенски не катит.

Хотя как без этого... ну низнаю :(


 
Defunct ©   (2004-09-25 01:47) [4]

А где же там по-деревенски?

По-деревенски это будет примерно так:

S - строка поиска
S2 - буфер
Pos - позиция в файле

1. Pos := 0;
2. Seek(F, Pos)
3. считать в S2 Length(S) символов
4. Pos := Pos + 1;
5. S2=S - выход с результатом True
6. Pos + Length(S) < FileSize(F) - да GOTO 2
7. выход с результатом False


 
Германн ©   (2004-09-25 02:08) [5]

А кто такой "Фуджик" и куда он упал?


 
Defunct ©   (2004-09-25 02:39) [6]

Германн ©   (25.09.04 02:08) [5]

винт такой, они сейчас почти все сыпятся.


 
Anatoly Podgoretsky ©   (2004-09-25 11:18) [7]

GuAV ©   (25.09.04 01:37) [3]
А раз не катит, то путей немного - все в память, можно через MMF


 
TUser ©   (2004-09-25 15:06) [8]

См. например, алгоритм Кнута-Мориса-Пратта. Серьезные люди его придумали ...


 
Dimaxx   (2004-09-25 21:52) [9]

2 Defunct: Подобное делал. Туфта, ибо кусок в 1 метр файла просматривается около 2-5 секунд, а это очень много. А если мне нужно искать в одном файле несколько разных образцов? Тогда ваще тормоз получается. TotalCommander просматривает за это время 30-40 метров.

А хде посмотреть про алгоритм Кнута-Мориса-Пратта?


 
Defunct ©   (2004-09-25 22:18) [10]

Dimaxx   (25.09.04 21:52) [9]
Значит криво сделал.

Сейчас потрачу полчаса, и докажу обратное. Не может там тратиться 2-5 секунд.


 
GuAV ©   (2004-09-25 22:34) [11]


> Dimaxx   (25.09.04 21:52) [9]

Надо через SCASB/SCASW/SCASD искать первые 1/2/4
а потом CompareMem.


 
default ©   (2004-09-25 22:41) [12]

конечно надо искать более серьёзные алгоритмы чем тупой перебор в данном случае...


 
GuAV ©   (2004-09-25 22:44) [13]


> конечно надо искать более серьёзные алгоритмы чем тупой
> перебор в данном случае...

Может я и ошибаюсь, но имхо тупой перебор - самое быстрое.
При этом буфер большой, и за один такт перебора обрабатывать данные размером в машинное слово, т.е. 4 байта.


 
default ©   (2004-09-25 22:45) [14]

http://www.3ka.mipt.ru/vlib/books/Programming/ComputerScience/StryngAnalysis/
вот тут недавно эту ссылку кидали


 
Defunct ©   (2004-09-26 00:04) [15]

Держите, в 100 мегабайтном файле находит строку менее чем за 1 сек., возможно нужны поправки. Будут вопросы - задавайте.

Type TBuffer = Array[0..1000000-1] of byte;
    PBuffer = ^TBuffer;

Function CharPos(AChar:Char; Buffer:Pointer; Size:Integer):Integer;Assembler;
Asm
 Cld
 Push Es
 Push EDi
 Push Ds
 Pop  Es
 Mov  Al , AChar
 Mov  EDi, Buffer
 Mov  ECx, Size
 Push ECx
 Repne ScasB
 Pop  EAx
 Jnz  @@NotMatch
 Sub  EAx, ECx
 Mov  Result, EAx  // This is odd when optimization is on
 Jmp  @@Exit
@@NotMatch:
 Mov  Result, -1
@@Exit:
 Pop  EDi
 Pop  Es
End;

Function CompareStrings(Constant:String; Buffer:PBuffer):Boolean;
Var I:Integer;
Begin
 Result := True;
 I := 1;
 While Result and (I<Length(Constant)) Do
 Begin
   Inc(I);
   Result := Result and (Constant[i] = Chr(Buffer^[i-2]));
 End;
End;

Function LoadBuffer(var Buffer; var F:File; var SeekPos:Int64):Integer;
Begin
 Seek(F, SeekPos);
 BlockRead(F, Buffer, 1000000, Result);
 SeekPos := FilePos(F);
End;

Function ConstantExists(FileName, Constant: String):Boolean;
Var Buffer  : PBuffer;
   SeekPos : Int64;
   F       : File;
   BufSize : Integer;
   BufPos  : Integer;
   SearchResult : Integer;
Begin
 Result := False;

 If FileExists(FileName) Then
 Begin
   SeekPos := 0;
   New(Buffer);
   Assign(F, FileName);
   Reset(F,1);

   Repeat
     BufSize := LoadBuffer(Buffer^, F, SeekPos);
     BufPos  := 0;
     While (Not Result) and (BufPos>=0) Do
     Begin
       SearchResult := CharPos( Constant[1], @Buffer^[BufPos], BufSize-BufPos );
       If SearchResult>0 Then BufPos := BufPos + SearchResult
                         Else BufPos := -1;
       If SearchResult<>-1 Then
       Begin
        Result := CompareStrings(Constant, @Buffer^[BufPos]);
        BufPos := BufPos + 1;
       End;

       If BufPos>=BufSize Then BufPos := -1;
     End;
   Until (BufSize=0) Or Result;

   Close(F);
 End;
End;

procedure TForm1.Button3Click(Sender: TObject);
begin
 If ConstantExists(Edit1.Text, Edit2.Text) Then
    ShowMessage("Found")
 Else
    ShowMessage("Not Found");
end;


 
Defunct ©   (2004-09-26 00:12) [16]

[15]

Оптимизпцией не занимался и не учитывал выход строки за границу буфера. Оставил эти задачи для вас.


 
Defunct ©   (2004-09-26 00:26) [17]

> конечно надо искать более серьёзные алгоритмы чем тупой перебор в данном случае...

Это какие такие более серьезные алгоритмы позволят все просмотреть без пересмотра всего файла?

default ©   (25.09.04 22:45) [14]

Куча теории, мало практики. Ссылка ерундовая.
сходите лучше сюда:

www.intel.com
строка поиска:
Pentium Processor Family
Developers manual


 
default ©   (2004-09-26 00:51) [18]

Defunct ©   (26.09.04 00:26) [17]
не понял "наезда"?
почему ерундовая ссылка?
вообще за что купил за то продал(я её тут взял)
"Это какие такие более серьезные алгоритмы позволят все просмотреть без пересмотра всего файла?"
не понял, вы хотите сказать что тот же к примеру алгоритм Бойера-Мура медленней обычного перебора Вами описанного в [1]?


 
Defunct ©   (2004-09-26 01:01) [19]

> не понял "наезда"?

"наезд" был на ссылку, а не на вас.

> почему ерундовая ссылка?
потому что незная возможностей аппаратуры тобиш без практики, любая теория превращается в "пук".

> вообще за что купил за то продал(я её тут взял)

не спорю.

> не понял, вы хотите сказать что тот же к примеру алгоритм Бойера-Мура медленней обычного перебора Вами описанного в

Естественно, алгоритм [1] будет быстрее работать чем алгоритм Бойра-Мура, потому что алгоритм [1] опирается на особенности архитектуры Intel x86 процессора, а господа Бойер и Мур сей особенности не знали и предложили сдвигать всю строку и искать с конца. таким образом в алгоритме Бойера-Мура нелья воспользоваться линейной строковой функцией Repne Scas.


 
default ©   (2004-09-26 01:17) [20]

[19]
и всё-таки я сомневаюсь что Ваш вариант самый быстрый
скорее уверен что не самый


 
GuAV ©   (2004-09-26 01:26) [21]


>  Push Ds
>  Pop  Es

что то мне не нравится что сег регистры задействованы.

и ваще код не нравится... хотя алгоритм может быть и быстрый.


 
Defunct ©   (2004-09-26 02:09) [22]

GuAV ©   (26.09.04 01:26) [21]
> что то мне не нравится что сег регистры задействованы.

см. документацию по команде STOS, работает с регистровой парой ES:[EDI]. на входе в функцию ES может отличаться от DS для этого приняты меры предосторожности.

> и ваще код не нравится...
хозяин-барин - напишите лучше.

default ©   (26.09.04 01:17) [20]
> и всё-таки я сомневаюсь что Ваш вариант самый быстрый
реализацию можно сделать быстрее почти на 30-40% если оперировать DWORD. Алгоритма более быстрого вы не найдете.

> скорее уверен что не самый
странно, что у вас доверие к алгоритмам 60-х годов выше чем к алгоритмам 2004 года.


 
GuAV ©   (2004-09-26 02:16) [23]


> > что то мне не нравится что сег регистры задействованы.
> см. документацию по команде STOS, работает с регистровой
> парой ES:[EDI]. на входе в функцию ES может отличаться от
> DS для этого приняты меры предосторожности.

да я знаю, а Вы смотрите доку по BASM
Вы не должны никогда изменять содержимое сегментных регистров  (ds, es и ss указывают на один и тот же сегмент; cs имеет свое собственное значение; fs используется Windows и gs резервирован).

> > и ваще код не нравится...
> хозяин-барин - напишите лучше.


>  While Result and (I<Length(Constant)) Do
>  Begin
>    Inc(I);
>    Result := Result and (Constant[i] = Chr(Buffer^[i-2]));
>  End;

например здесь "Result and" - лишнее а Constant[i] содержит лишний UniqueString.
и потом я про

> быстрее почти на 30-40% если оперировать DWORD


 
Defunct ©   (2004-09-26 02:52) [24]

GuAV ©   (26.09.04 02:16) [23]
> да я знаю

сомнительно

> а Вы смотрите доку по BASM

Я сам такие доки пишу, опираясь на документацию к процессорам.

> например здесь "Result and" - лишнее а Constant[i] содержит лишний UniqueString.

лишний что?

Да.. на фоне всего кода это очень серъезное замечание. см. [16]. Не нравится? напишете лучше, за то же время?
Жаль только у вас будет пример перед глазами, какой-никакой, а все же рабочий.

> и потом я про
>> быстрее почти на 30-40% если оперировать DWORD

Скажите вы меня считаете полным васей или наполовину? С какой радости я должен забесплатно писать или делиться оптимальным кодом поиска?


 
GuAV ©   (2004-09-26 03:00) [25]


> сомнительно

зря.
в BP я так и писал.

> Я сам такие доки пишу, опираясь на документацию к процессорам.

однако нужно ещё и учитывать особенности ОС и компилятора.
> Да.. на фоне всего кода это очень серъезное замечание.

первое подвернувшееся.
> С какой радости я должен забесплатно писать или делиться
> оптимальным кодом поиска?

правильно, не стоило ваще этот код выкладывать.
свой я уже писал, но он сейчас не доступен а то я бы выложил.

> Жаль только у вас будет пример перед глазами, какой-никакой,
> а все же рабочий.

в случае реализации этого алгоритма я предпочёл бы писать сам а не видеть этот пример, потому что алгоритм достаточно простой, а код достаточно плохой.


 
GuAV ©   (2004-09-26 03:03) [26]


> Mov  Al , AChar


>  Mov  ECx, Size

это уже говорит о недостатке опыта в BASM


 
GuAV ©   (2004-09-26 03:07) [27]


>  Mov  Result, EAx  // This is odd when optimization is on

и это тоже.
этот код не был изначально для 32bit delphi и был тупо скопирован.

>  BlockRead(F, Buffer, 1000000, Result);

лучше подобрать кратное степени 2
> Function CompareStrings(Constant:String; Buffer:PBuffer):Boolean;
> Var I:Integer;
> Begin
>  Result := True;
>  I := 1;
>  While Result and (I<Length(Constant)) Do
>  Begin
>    Inc(I);
>    Result := Result and (Constant[i] = Chr(Buffer^[i-2]));
>  End;
> End;

это вообще нужно было на BASM.


 
GuAV ©   (2004-09-26 03:10) [28]


>  Cld

и это лишнее. эот флаг сохраняется неустановленным.
посмотри SysUtils для примеров.


 
Defunct ©   (2004-09-26 03:18) [29]

> однако нужно ещё и учитывать особенности ОС и компилятора.

учтены особенности как ОС так и компилятора, причем для обоих опций компилятора с оптимизацией и без. Найдете?

> свой я уже писал, но он сейчас не доступен а то я бы выложил.

голословное утверждение.

> в случае реализации этого алгоритма я предпочёл бы писать сам а не видеть этот пример, потому что алгоритм достаточно простой, а код достаточно плохой.

Учитывая что и алгоритм[1], и код[15] были предложены мной, записано на личный счет в качестве необоснованного оскорбления.


 
Defunct ©   (2004-09-26 03:34) [30]

>  Mov  Result, EAx  // This is odd when optimization is on

>и это тоже.
>этот код не был изначально для 32bit delphi и был тупо скопирован.


i ignore this allegation due to your age dear friend. i"ve wrote the comment in english because the simple fact is well known, copy-paste doesnt work between Delphi editor and the editor here.

>>  BlockRead(F, Buffer, 1000000, Result);
> лучше подобрать кратное степени 2

абсолютно без разницы, ОС при следующем обращении к файлу вытянет данные из кеша. На скорость никак не влияет.

> GuAV ©   (26.09.04 03:10) [28]

Это сугубо ваше мнение, флаг может измениться, а может и не измениться, зависит от ветра в поле. Обычно, никто не следит за содержимым флага D поэтому нелишней предосторожностью будет его сброс.

>> Function CompareStrings(Constant:String; Buffer:PBuffer):Boolean;
> это вообще нужно было на BASM.
Это на чем захотел на том и сделал, на скорость эта процедура практически не влияет. А автору вопроса думаю будет понятней на Delphi.

> это уже говорит о недостатке опыта в BASM
фраза вызывает улыбку


 
Defunct ©   (2004-09-26 03:49) [31]

2 GuAV, когда разберетесь в коде приведенном ниже, и скажете где он может использоваться, тогда будем с вами говорить об опыте. А так кроме, голословных утверждений и оскорблений я от вас пока ничего не услышал.

Start:

Db 0B8H
SubEnable:
Db 2dH
Db 3eH

Db 0EBH
Db 0FCH
Ret


 
Defunct ©   (2004-09-26 06:09) [32]

Я проанализировал варинт работы с DWORD, ничего он не ускорит, наоборот замедлит поиск.

Спросите почему?

ответ прост, нам придется сдвигаться на 1 байт постоянно, так как строка может начинаться не обязательно точно на границе DWORD. строка может быть смещена на 1,2 или 3 байта от начала границы DWORD. следовательно придется отказаться от быстрой функции REPNE SCAS и код будет примерно таким:

@@Instead_RepneStos:
SHL   EAx, 8
LODSB
CMP   EAx, EDx ; EDx - DWORD constant
Jnz   @@Instead_RepneScas


Что мы выиграем?
1. Отпадает надобность проверки первых четырех символов в функции CompareString, для маленьких строк возможно ускорение на 2-3%.

Что мы проигрываем?
1. Нельзя найти строки состоящие из 3-х и менее символов.
2. для больших строк - замедление на 15-25% т.к. одна циклическая команда заменена 3-мя! (в основном цикле поиска), причем одна из команд - команда перехода (медленная по определению, т.к. вызывает сброс конвеера).
3. Функция CharPos увеличится, т.к. придется рассмотреть частный случай начальной загрузки первого DWORD"а, что приведет к заметному замедлению если в файле встречается много одинаковых подстрок, равных первому DWORD искомой строки.

А теперь взвесим все "ЗА" и "ПРОТИВ" и придем к логическому выводу: [1] - один из самых быстрых алгоритмов поиска для Intel x86 (если не самый быстрый). Код [15] требует оптимизации, но думаю выбрасывать байты из работающей программы, проще чем ковыряться с неработающей.

Так что - наздоровье Dimaxx, пользуйтесь


 
GuAV ©   (2004-09-26 13:26) [33]


> // This is odd when optimization is on

Это нафиг не нужно ни при оптимизации ни без неё

> флаг может измениться, а может и не измениться, зависит
> от ветра в поле.

подпрограммы на Дельфи должны следить за тем что флаг не установовлен. т.е. ставишь - будб добр збрасывай. см. SysUtils - там видно моного процедур которые расссчитывают на то что он не установлен.

> 1. Нельзя найти строки состоящие из 3-х и менее символов.

для них оставить SCASB



> строка может быть смещена на 1,2 или 3 байта от начала границы
> DWORD. следовательно придется отказаться от быстрой функции
> REPNE SCAS

перебор вариантов можно оставить в CompareStrings

> Это на чем захотел на том и сделал, на скорость эта процедура
> практически не влияет. А автору вопроса думаю будет понятней
> на Delphi.

в случае достаточно длинной строки это может выбросить все прелести asm кода.


> для обоих опций компилятора с оптимизацией и без. Найдете?

вы про
Mov  Al , AChar

для asm подпрограмм оптимизация не влияет, параметры всё равно через регистры.


 
Defunct ©   (2004-09-26 14:43) [34]

GuAV ©   (26.09.04 13:26) [33]

вначале [31]


 
GuAV ©   (2004-09-26 14:49) [35]


> вначале [31]

сначала это
MOV ax, 03E2Dh
JMP @SubEnable,

потом
sub ax, 0EB3Eh
cld

я не сомневаюсь что Вы знаете asm, но с BASM у Вас похоже трабл


 
Defunct ©   (2004-09-26 15:19) [36]

PS: Хотите оптимальную процедуру CharPos - пожалуйста:
но только c оговорками
{этот код работает только при компиляции на D7 с включенной оптимизацией}

Function CharPos(AChar:Char; Buffer:Pointer; Size:Integer):Integer;Assembler;
Asm
Xchg EDx, EDi
Push ECx
Repne ScasB
Pop  EAx
Jnz  @@NotMatch
Sub  EAx, ECx
Xchg EDx, Edi
Ret
@@NotMatch:
Xor  EAx, EAx
Dec  EAx
Xchg EDx, Edi
End;


 
Defunct ©   (2004-09-26 15:23) [37]

GuAV ©   (26.09.04 14:49) [35]

1. Ответ неверный.
2. Не раскрыта область применения кода.


 
GuAV ©   (2004-09-26 16:59) [38]

>{этот код работает только при компиляции на D7 с включенной оптимизацией}
Для тех кто на бронепоезде, повторяю
для asm подпрограмм оптимизация не влияет, параметры всё равно используется модель register и параметры передаются через регистры.

однако это уже выглядит лучше, хотя не проверяю.

Defunct ©   (26.09.04 15:23) [37] Вероятно Вы имеете ввиду, что вход может быть и сразу в SubEnable?
И код применим как элемент "защиты", где смысл в том что одни и те же бинарные даммые соответствуют разным инструкциям, что может вызвать затруднения при дизасеблировании?

я не разбираюсь в этом, может это и зачем-то надо.

Но по части обычного использованияассемблера в Дельфи
> с BASM у Вас похоже трабл


 
GuAV ©   (2004-09-26 17:06) [39]


> всё равно используется модель register и параметры передаются
> через регистры.

по умолчанию, разумеется, можно явно написать pascal


 
Defunct ©   (2004-09-26 17:55) [40]

Const MaxBufferSize = 1000000;

Type TBuffer = Array[0..MaxBufferSize-1] of byte;
    PBuffer = ^TBuffer;

Function CharPos(AChar:Char; Buffer:Pointer; Size:Integer):Integer;Assembler;
Asm
Xchg  EDx, EDi
Push  ECx
Repne ScasB
Pop   EAx
Jnz   @@NotMatch
Sub   EAx, ECx
Xchg  EDx, Edi
Ret
@@NotMatch:
Xor   EAx, EAx
Dec   EAx
Xchg  EDx, Edi
End;

Function CompareStrings(Constant, Buffer:Pointer; BufSize:Integer):Boolean;Assembler;
Asm
 Push EDi
 Push ESi
 Xchg EAx, ESi
 Mov  EDi, EDx
 Xchg EDx, EBx
 Mov  EBx, [ESi-4]
 Dec  EBx

@@Scan:
 Mov  Al, [ESi]
 Xchg EDx, EDi
 Push ECx
 Call CharPos
 Pop  ECx
 Xchg EDx, EDi
 Sub  ECx,EAx
 Cmp  ECx,EBx
 Jb   @@Exit_False

 Cmp  EAx, 0FFFFFFFFh
 Jnz  @@CompareNextChars
@@Exit_False:
 Pop  ESi
 Pop  EDi
 Xchg EDx, Ebx
 Xor  EAx,EAx
 Ret

@@CompareNextChars:
 Push ECx
 Mov  ECx,EBx
 Push ESi
 Inc  ESi
 Push EDi    //Здесь можно предусмотреть пропуск просмотренных символов
 Repe CmpsB
 Pop  EDi    //будет работать немножко быстрее
 Pop  ESi
 Pop  ECx
 Jnz  @@Scan

 Pop  ESi
 Pop  EDi
 Xchg EDx, Ebx
 Xor  EAx,EAx
 Dec  EAx
End;

Function LoadBuffer(var Buffer; var F:File; var SeekPos:Int64):Integer;
Begin
 Seek(F, SeekPos);
 BlockRead(F, Buffer, MaxBufferSize, Result);
 SeekPos := FilePos(F);
End;

Function ConstantExists(FileName, Constant: String):Boolean;
Var Buffer  : PBuffer;
   SeekPos : Int64;
   F       : File;
   BufSize : Integer;
Begin
 Result := False;

 If FileExists(FileName) Then
 Begin
   SeekPos := 0;
   New(Buffer);
   Assign(F, FileName);
   Reset(F,1);

   Repeat
     BufSize := LoadBuffer(Buffer^, F, SeekPos);
     Result := CompareStrings(@Constant[1], Buffer, BufSize);
     SeekPos := SeekPos - Length(Constant);
   Until Result Or (BufSize<MaxBufferSize);

   Close(F);
   Dispose(Buffer);
 End;
End;


Вот до чего мне удалось оптимизировать код[15], здесь учтен выход строки за границу буфера.

GuAV ©   (26.09.04 16:59) [38]
Вместо "наездов" на код, за то же время могли бы его оптимизировать сами, или написать свой.

>И код применим как элемент "защиты", где смысл в том что одни и те же бинарные даммые соответствуют разным инструкциям, что может вызвать затруднения при дизасеблировании?

почти правильно, за исключением того, что у этого кода есть строго определенное назначение (попросту его больше не для чего применять кроме как ....). Я хотел от вас услышать именно это назначение.



Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 вся ветка

Форум: "Основная";
Текущий архив: 2004.10.24;
Скачать: [xml.tar.bz2];

Наверх





Память: 0.6 MB
Время: 0.039 c
6-1092667459
AlexanderVas
2004-08-16 18:44
2004.10.24
Вопрос по компоненту Indy.


4-1095444827
Antonmm2
2004-09-17 22:13
2004.10.24
Нажатие кнопок другого приложения


8-1091094409
Ricks
2004-07-29 13:46
2004.10.24
Длительность mp3 в DirectShow


14-1097134413
Gero
2004-10-07 11:33
2004.10.24
Копирование папки


4-1095743160
Rem
2004-09-21 09:06
2004.10.24
Текст на панельки





Afrikaans Albanian Arabic Armenian Azerbaijani Basque Belarusian Bulgarian Catalan Chinese (Simplified) Chinese (Traditional) Croatian Czech Danish Dutch English Estonian Filipino Finnish French
Galician Georgian German Greek Haitian Creole Hebrew Hindi Hungarian Icelandic Indonesian Irish Italian Japanese Korean Latvian Lithuanian Macedonian Malay Maltese Norwegian
Persian Polish Portuguese Romanian Russian Serbian Slovak Slovenian Spanish Swahili Swedish Thai Turkish Ukrainian Urdu Vietnamese Welsh Yiddish Bengali Bosnian
Cebuano Esperanto Gujarati Hausa Hmong Igbo Javanese Kannada Khmer Lao Latin Maori Marathi Mongolian Nepali Punjabi Somali Tamil Telugu Yoruba
Zulu
Английский Французский Немецкий Итальянский Португальский Русский Испанский